Здравствуйте
Нарушения речи после инсульта встречаются в 50% клинических случаев.
Речевые расстройства восстанавливает логопед, проводя логопедические занятия- логопедический тренинг. Использовать только лекарственные препараты для речевой реабилитации неэффективно.
Ожидайте результат от логопедического тренинга в комплексе с лекарствами, а иногда и помощи психолога.
Формы нарушения речи
- Афазия- это нарушение речи, при котором человек не может говорить слова или выразить мысли или не понимает обращенную к нему речь.
- Дизартрия- утрата способности владеть органами речи и произносить слова корректно. страдает произношение слов. Дизартрию еще именуют расстройством речи по типу “каши во рту”.
Начинайте восстановление речи после инсульта или травм сразу как пациент пришел в сознание. Ещё в больнице. Если речи нет- привлеките его внимания, чтобы он реагировал на обращенную вами речь.
Не говорить с пациентом если у него нет речи- большая ошибка. Разговаривайте и стимулируйте его к общению. Пусть сначала это звуки или односложные слова- “да” или “нет”.
Речевая реабилитация дома
- Не молчите, если больной в сознании и понимает услышанную речь! Обращайтесь к нему чаще, подключая осязательную сторону- поглаживайте, раздражая то правую, то левую руки, можете вкладывать различные предметы в руки.
- Время от времени просите человека что-нибудь сделать. Начните с простых инструкций, например: открыть рот, показать язык, открыть или закрыть глаза, пошевелить рукой или ногой, пожать руку и т.д.)
- Перед тем как кормить, спрашивайте- хочет ли человек есть, вкладывайте в руку фрукты или другие продукты и подносите их ко рту вместе с едой, чтобы восстановить способность к самостоятельному кормлению. Будьте осторожны при кормлении, кормите малыми порциями в сидячем положении. Если нарушено глотание- следуйте инструкциям по кормлению лечащего врача, есть опасность попадания пищи в верхние дыхательные пути.
- Когда появилась эмоциональная реакция на близких и общение, в частности, желательны визиты значимых знакомы и друзей. Предварительно предупредите посетителей, что следует не молчать у постели и обязательно разговаривать на разные темы, в том числе и те, обстоятельства которых были до болезни. Когда появится простая речь- разнообразьте инструкции, добавляя новые задания (показать окно, найти ручку из перечня предметов, показать табурет и проч.)
- Показывайте фото и рисунки, которые были знакомы человеку с нарушением речи, при этом рассказывая и показывая что на них изображено. Попросите показать на фото где он моложе.
- Читайте известные до заболевания стихи. Предложите писать желания на листе в виде простых фраз, например: “хочу есть”, “хочу пить”, “хочу в туалет”. Если после заболевания человек не в состоянии написать эти фразы самостоятельно- напишите их сами, около 6-7 фраз самых простых и нужных и попросите выбрать нужное из “желаний”, указав на него.
- Выполняйте рекомендованные логопедом занятия. Ежедневный логопедический тренинг.
Конечно лучше если такие невзгоды обойдут стороной. Однако жизнь есть жизнь и всё может случиться. Рекомендации понятны и доступны. Но повторюсь и взмолюсь: Всевышний, упаси от такого наказания.