Кто такой логопед и чем он занимается? Логопедия- направление в нейрореабилитации.

Логопедия. Роль логопеда в нейрореабилитации и нарушениях психики.

логопедия в нейрореабилитации
Логопедия в нейрореабилитации.

До половины случаев перенесенного инсульта имеют в виде последствий речевые нарушения, выраженные в той или иной степени. Сегодня логопедическая помощь в структуре нейрореабилитации является очень востребованной. Найти грамотного логопеда сегодня- это большая удача и главный фактор в восстановлении нарушенной или утраченной полностью речи.

Сегодня мы поговорим о направлении логопедии, в целом. Что оно из себя представляет, какие направления имеет и в каких учреждениях является наиболее востребованной.

Наука логопедия (ЛПД) – отрасль специальных знаний, изучающая нарушения речи и разрабатывающая методы по их предупреждению, выявлению и устранению при помощи специального обучения и воспитания.

В целом, данная наука занимается изучением причин, механизмов, симптоматики, течения и структуры нарушений речевой деятельности, а также системы коррекционного воздействия на человека.

В переводе с греческого языка данный термин означает «воспитывать правильную речь».

Предмет логопедии – речевые нарушения, а также процессы обучения лиц, страдающих такими нарушениями.

Следует отметить, что помимо логопедов речевые расстройства (РР) изучаются многими другими специалистами, например, в области физиологии, невропатологии, психологии и лингвистики, рассматриваясь каждой отраслью по-своему, в зависимости от собственных целей, задач и средств.

Основной позицией ЛПД является предупреждение и преодоление расстройств речи при помощи средств специально организованного воспитания и обучения. Исходя из этого, она относится к специальной педагогике.

Структура ЛПД: 1) дошкольная; 2) школьная; 3) подростков и взрослых.

Задачи логопедии как науки.

  • изучить онтогенез (развитие) речи при разных формах ее расстройств;
  • определить распространенность, симптоматику и степень проявления РР;
  • выявить динамику развития детей с РР и определить характер их влияния на дальнейшее формирование личностных качеств, психо-физическое развитие и поведение;
  • выяснить этиологию (причинность), механизмы, структуру и симптомы РР;
  • изучить особенности, возникающие при формировании речи у детей, имеющих отклонения в развитии (интеллектуальной сфере, слухе, зрении, опорно-двигательном аппарате);
  • разработать методы, направленные на педагогическую диагностику расстройств речи;
  • систематизировать РР;
  • разработать принципы, средства и дифференциальные методы по устранению нарушений речи;
  • совершенствовать методы по профилактике РР;
  • разработать вопросы по организации логопедической помощи.

Кто такой логопед и чем он занимается.

кто такой логопед и чем он занимается
Логопедический тренинг. Источник изображения: proinsult.by

Помощь логопеда важна при различных формах речевых расстройств (афазии), когда имеется локальное поражение головного мозга (ГМ), возникающее, например, вследствие ишемического или геморрагического инсульта.

Так, основу логопедической работы в данном случае составляет восстановительное обучение, направленное на сохранение функции и перестройку функциональной системы (логопедический тренинг).

  • Нарушения голосообразования при заболеваниях ЛОР-органов (опухолевидные и узелковые образования, папилломатоз, рубцовые сужения, органическая патология голосовых складок),
  • ринолалия (так называемая «гнусавость», являющаяся проявлением неполного резонирования в полости носа),
  • речевые нарушения при пониженном слухе не обходятся без совместного лечения оториноларингологами с логопедами, совмещая логопедическую работу с медикаментозными, физиотерапевтическими и оперативными мероприятиями.

Кроме этого, при органических поражениях (олигофрения, деменция) центральной нервной системы (ЦНС), способна нарушаться психическая деятельность (отставать психическое развитие, возникать изменения в поведении и эмоциональном фоне, нарушаться внимание, память, умственная работоспособность), что снова требует профессиональной помощи со стороны логопеда совместно с работой врача-невролога.

При РР, которые могли возникнуть вследствие острых или подострых психических травм (испуга, волнения, разлуки с близкими людьми, сильном стрессе) – заикании или мутизме (отказ от разговоров и выполнения действий при попытке поговорить с пациентом, хотя способность к произношению слов и их пониманию не утрачена; возникает как при психических травмах, так и после ушибов ГМ либо кататонической шизофрении) необходимо логопедическое воздействие.

У детей помощь логопеда нужна при: пери- и интранатальной патологии (внутриутробные пороки, родовые травмы, алкогольный эмбриопатический синдром, наследственные болезни).

Где учат логопедии и какая она бывает.

где обучиться на логопеда
Места обучения логопеда.

На логопедов учат в педагогических институтах и университетах как на очной, так и на заочной форме. Выделяют направление сурдопедагогики (такой специалист работает с глухонемыми людьми), общей логопедии (логопед-дефектолог и афазиолог, исправляющие общие дефекты речи), олигофренопедагогики (объектами для работы являются умственно отсталые пациенты).

Примеры учреждений, где работают логопеды.

Специалисты в данной области востребованы в детских дошкольных учреждениях (ясли, детские сады), поскольку в столь раннем возрасте начинают развиваться речедвигательные и речеслуховые анализаторы, и если ребенок недостаточно воспитан или не общается с другими детьми, возможна задержка в психофизическом развитии.

Кроме этого, наличие логопедов необходимо в детских поликлиниках, ведь к нарушениям речи способны привести заболевания, протекающие во время беременности или травмы при родовой деятельности, что требует оказания квалифицированной помощи и наблюдения уже с первых лет жизни.

По статистике, у многих детей, поступающих учиться в школу, имеется ограничение словарного запаса и недостаточное развитие мелкой моторики, поэтому логопеды работают и в школьных учреждениях.

В них задачами логопедов являются:

  • своевременно выявить детей, имеющих нарушения как в устной (дис- или афонию – нарушение или отсутствие голоса; брадилалию – замедление темпа речи; тахилалию – ускорение темпа речи; заикания – изменения в темпе и ритме вследствие судорожного состояния мышц, формирующих речь; дислалию – изменения в звукопроизношении; ринолалию – «гнусавость»; дизартрию – изменения в произношении из-за недостаточной иннервации речевых структур; алалию – отсутствие речи при органических поражениях ГМ; афазию – утрата речи при локальных поражениях ЦНС), так и в письменной речи (дислексию – затруднение узнавания букв; дисграфию – смешение или пропуски букв, искажение структуры предложений);
  • корректировать выявленные расстройства у учащихся;
  • вовремя предупреждать и преодолевать трудности, связанные с освоением программ обучения (необходимо наличие тесной связи с педагогами и родителями);
  • разъяснять (консультировать) специальные знания по ЛПД среди педагогического состава школы и родителей учеников;
  • интегрировать логопедическую работу и образовательно-воспитательный процесс.

Некоторые крупные больницы, частные клиники, реабилитационные центры и центры коррекции речи также имеют в своем составе логопеда. В данных учреждениях он должен уметь оценить речевую функцию пациента, провести восстановительные занятия, если имеется афазия или дизатрия, осуществить нейропсихологическое тестирование и скорректировать высшие психические функции, если имеются нарушения гнозиса (познания окружающего мира при помощи зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса) или праксиса (изменения в выполнении целенаправленных движений).

Также логопед должен проводить анализ глотательной функции с преодолением ее нарушений путем выбора наиболее рационального вида питания.

Такая помощь, порой, незаменима при нарушениях функции глотания, которая бывает при поражении стволовой части головного мозга. Восстановление глотания- жизненно-важная задача, необходимая для предупреждения осложнений (аспирация пищей и жидкостью дыхательных путей).

Таким образом, сложно переоценить то, чем занимается логопед. Его значение в работе с детьми и взрослыми крайне важно и позволяет не только предупреждать развитие отклонений в речевом аппарате, но и улучшать уже имеющиеся изменения, позволяя достичь хорошей реабилитации и улучшения качества жизни.

Автор статьи: врач- субординатор Белявская Алина Александровна.


Похожие записи:

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *